Это просто смежно

Как банковские группы пробуют заработать в сопредельных денежных областях

Преодолев кризисные явления 2022 года и санкционные удары, банки возвратились к вопросам развития и получения дохода. Но с классическими продуктами делать планы становится все сложнее: регулирование ужесточается, а кредитоспособность клиентов не вырастает. В таковых критериях в банковских группах отыскивают новые подходы к развитию нужных товаров и тестируют новые многообещающие направления, часто в некоторой степени связанные с фактически банковским делом.

Прибыль банковского сектора за 1-ый квартал 2023 года составила 881 миллиардов руб., превысив показатель 2021 года в полтора раза (в первые три месяца 2022 года банки проявили убыток). Но настолько блестящий денежный итог почти во всем обеспечен такими факторами, как уменьшение запасов, поначалу сделанных с припасом по просьбе регулятора, а потом по разрешению регулятора распущенных, денежная переоценка ранца и низкая база прошедшего года. И если продемонстрировать приблизительно аналогичную прибыль в предстоящем году для банков, вероятно, реально, то обеспечить сравнимые уровень повышения без корректировки бизнес-моделей будет фактически нереально. В особенности беря во внимание то обстоятельство, что ЦБ с антикризисными регуляторными послаблениями окончил. С 2023 года в силу вступило новое регулирование в части макропруденциальных лимитов: они разрешают ограничивать выдачу займов для пятилетних потребкредитов и займов с высочайшим показателем долговой перегрузки (см. ИД Коммерсант от 8 февраля, от 21 сентября 2022 года). В мае месяце ЦБ сообщил о сокращении макропруденциальных лимитов по необеспеченным кредитам и кредитам в 3-ем квартале 2023 года.

Давление на обычный бизнес банков оказывают и иные причины, подчеркивает управляющий группы по работе с финансовыми институтами компании ДРТ Максим Налютин. К ним он относит и понижение толики высококачественных заемщиков, и высшую волатильность главный ставки, конкурентную борьбу за клиентов, что уже привело к понижению уровня маржинальности бизнеса. Согласно мнению господина Налютина, композиция данных причин повлекла то, что банки стали больше уделять свое внимание «на возможности для развития комиссионных доходов, которые могли бы восполнить выпадающие процентные». Банки корректируют скоринговые модели, минимизируя кредитные утраты, замещают выпадающие комиссионные доходы, которые связаны с уходом межгосударственных платежных систем, перебегают на российское ПО и оборудование (в частности, банковские терминалы), показывает руководитель практики корпоративных денег и оценки «Технологии доверия» Павел Колосов.

В 2022 году больше всего пострадали большие банки, почти все из которых попали под санкционные меры зарубежных стран, что сделало неосуществимым для них проводить обычный диапазон операций. Часть их клиентов стала переводить внешнеэкономические расчеты в наименее большие местные банки, также «дочки» банковских структур из дружеских государств, обрисовывает положение дел в секторе руководитель по банковским рейтингам агентства «Специалист РА» Ксюша Якушкина. В таковых критериях банки прогнозируемо отыскивают новые подходы к уже имеющимся продуктам и тестируют новые либо до этого недостаточно развитые в рамках определенной группы направления.

Лизинг для небольших

В условиях ухода с рынка Российской Федерации зарубежных лизинговых компаний российские банковские и инвестиционные группы выходят либо крепят свои позиции в данном секторе (см. ИД Коммерсант от 24 марта, от 12 мая). Однако и те игроки, являющиеся лидерами рынка, переживают существенную трансформацию лизингового бизнеса — его разворот на работу с представителями небольшого бизнеса, который оказался больше устойчивым к международному кризису и на данный момент оживленно вырастает и испытывает необходимость в средствах производства (см. ИД Коммерсант от 22 мая).

Рост размера нового бизнеса по результатам 2023 года может составить 12–пятнадцать процентов, что дозволит приблизиться к показателю 2021 года, оптимистичны присутствующие на рынке. И главной рост будет обеспечен конкретно сектором среднего и малого бизнеса. «Компании МСБ больше оперативно выходят из кризиса и переориентируются на новые сегменты и направления работы. А лизинг — более удачный и прибыльный инструмент по выделению денежных средств приобретения коммерческого транспорта, на котором МСБ зарабатывает», — сообщает генеральный директор группы «Газпромбанк Лизинг» Максим Калинкин. А также, уход зарубежных лизинговых компаний и брендов в 2022 году — это отличная возможность, чтоб занять их место либо расширить свое пребывание на рынке, подчеркивает он. В российских условиях явна надобность в предстоящей усовершенствования производств и обновлении главных средств прежде всего через инструмент лизинга, гласит генеральный директор «Росбанк Лизинг» Гурам Кудрявцев.

При всем этом присутствующие на рынке пока не видят острой конкурентной борьбы, даже с учетом возникновения новых его участвующих. «Разумеется, что новым игрокам предстоит предложить те услуги, которые будут лучше, чем у имеющихся. Разговор может вестись о пониженных процентных ставках, больше агрессивном подходе к рискам, финансировании необычных активов либо внедрении неповторимых решений для клиентов в сфере автоматизации бизнес-действий и цифровизации представления лизинговых услуг», — подчеркивает господин Кудрявцев. Вместе с тем согласно мнению Максима Калинкина, чтоб занять какую-то приметную нишу на рынке лизинга, новым участникам понадобятся «мощная команда и надежное финансовое плечо».

Страхование — в холдинги

Страхование аккомпанирует почти все операции банков и их клиентов. Согласно мнению управляющего руководителя по рейтингам страховых и инвестиционных компаний «Специалист РА» Алексея Янина, в текущее время видна тенденция усиления роли банковских холдингов на рынке страхования, при всем этом банки выступают владельцами акций почти всех больших и средних фирм-страховщиков либо входят с ними в единый холдинг. Генеральный директор страхового брокера «Альянс Страхование» Олег Ханин думает, что страхование товаров для банков — это принципиальный источник комиссионного дохода, также возможность давать клиентам всеохватывающие денежные услуги в рамках одного холдинговой компании. «В главном банковские холдинги представлены на страховом рынке в 3-х видах: как комиссионеры, как владельцы акций и как страхователи своего либо залогового собственности. Расширение интереса соединено прежде всего с функцией комиссионера, в связи с тем, что банк нередко располагается на первой руке у клиента и может монетизировать это также через страхование», — подчеркивают в ВСК.

Данная направленность не измениться в близлежащем будущем, считает Алексей Янин. Можно ждать роста размеров бизнеса и увеличения позиций в рейтингах страховщиков, которые входят в банковские холдинги. Случается это за счет преимущественного доступа таковых страховщиков к клиентской базе банков, возможности встраиваться в единую экологическую систему, давать всеохватывающие денежные товары под единым брендом, объясняет он. 1-ый заместитель председателя правления Совкомбанка Сергей Хотимский подчеркнул, что развитие страхового бизнеса является естественной расширением вариативности капитала для личных владельцев акций, которые ограничивают свою активность только финансовыми услугами. Страхование наименее циклично и потому крепит финансовое положение группы по мере роста толики в структуре выручки и капитала, объясняет он. А также, с учетом изменений законодательства, который ограничивает комиссионные доходы банков, «полностью закономерным будет их сохранение в форме акционерного участия в работе организации сферы страхования», полагают в ВСК.

Кредиты — народу

Все системно важные банки имеют свои микрокредитные компании, больше либо меньше ассоциированные с главной банковской группой. В текущем году свою МФО купил Росбанк, весной о запуске микрофинансового направления объявил ВТБ. «Заемщики стали активнее интересоваться кредитами на маленькие суммы и недлинные сроки. Мы видим суровый потенциал роста в сфере масштабного сектора и планируем нарастить свою долю до двадцать пять процентов», — сообщили в ВТБ. Но примеров удачных банковских МФО на рынке не настолько не мало, разве что кейсы ОТП-банка, Тинькофф-банка и Альфа-банка. «В итоге, банки обходят дилемму с выдачей кредитов своим клиентам с высочайшим риском. Практически они кредитуют собственных клиентов, которых бы не желали кредитовать под банковские ставки из-за необходимости создавать запасы», — сообщает коммерческий руководитель МФК «МигКредит» Марат Аббясов.

При всем этом он колеблется, что банковские МФО смогут «отъесть» часть рынка кредитов. «Чрезвычайно почти все банки просто отказывали клиентам, бравш?? кредиты у МФО. Таким банкам придется труднее всего, так как им необходимо будет приобретать на рынке экспертное исследование по оценке клиентов, что стоит огромных средств, так как для МФО скоринг — это основное познание»,— обрисовывает положение дел господин Аббясов. «МФО в свою очередь существенно усилили скоринг, тем отказавшись от предоставления кредита большой группы высокорисковых клиентов и переориентировавшись на относительно высококачественных заемщиков из числа банковских «отказников». Итогом такого перекрестного интереса, вероятнее всего, станет «ничья» — каждый сектор будет развиваться параллельно и сохранять границы распределения клиентского ресурса», — сказал генеральный директор МФК «Займер» Роман Макаров.

Руководитель по розничному бизнесу Росбанка Вячеслав Дусалеев: «Российский банковский сектор стремительно приспособился»

Руководитель по розничному бизнесу Росбанка Вячеслав Дусалеев: «Российский банковский сектор стремительно приспособился»

Сами банкиры считают массовый выход банков в МФО быстрее нужной подстройкой к текущей ситуации. При самом хорошем варианте на долю этого продукта придется до пять процентов от общего размера предоставления кредита, оценивают в Росбанке (см. интервью).

При этом в 2023 году проф взыскатели стали разговаривать о существенном росте интереса финансовых учреждений к цессии (см. ИД Коммерсант от 10 мая). При этом не только к банковской и высококачественной. По данным генерального директора сервиса по возврату проблемной задолженности ID Collect Александра Васильева, в марте—апреле этого года банки выкупили приблизительно 5–семь процентов выставленной на продажу цессии МФО. Конкретно в данной нише можно предсказывать возрастающий интерес банков, в связи с тем, что МФО, в отличие от банков, выводят на рынок «достаточно свежайшую просрочку», ведает собеседник ИД Коммерсант на рынке коллекшена. «И если банк умеет отлично взыскивать «резвые» кредиты, то возможность высочайшего процента сборов по снова приобретенным ранцам МФО чрезвычайно велика. В общем сборы в успешном коллекторском агентстве в два-трижды превосходят цена приобретенного ранца», — подчеркивает собеседник ИД Коммерсант.

Цифра для знающих

Новым местом приложения денежных возможностей финансовых учреждений может стать сектор цифровых денежных активов (ЦФА). с помощью развитию информационных площадок банки могут давать клиентам новые технологичные денежные инструменты. А именно, смарт-договоры разрешают задавать условия соглашений и заавтоматизировать их выполнение. Это существенно сберегает время и деньги участвующих процесса, подчеркивает руководитель центра цифровых денежных активов ПСБ Максим Хрусталев. Банки заинтересованы в широком представлении инвестиционных инструментов для клиентов, ЦФА чрезвычайно гибкие, потому банки выпускают такие же обычным инвестиционные инструменты и делают на базе ЦФА принципно новые, подчеркивает управляющий площадки ЦФА Альфа-банка Анна Шаповалова. «Если банк выступает эмитентом, он может снижать себестоимость выпуска. Если банк выступает инвестором, он может видеть себе необходимость брать финансовый риск в форме ЦФА, чтоб выйти из актива, продав его на вторичном рынке. Синергия оператора с банком быть может в расчетах, дистрибуции на свою клиентскую базу, уже работающих системах оценки рисков, комплаенс-процедур»,- полагает она.

Однако издержки на создание инфраструктурных объектов для работы с ЦФА чрезвычайно высочайшие. Главные траты при разработке площадки ЦФА идут на разработку ПО с учетом нормативных условий. После пуска проекта существенных вложений просит маркетинг, добавляет Максим Хрусталев. В среднем окупаемость проектов занимает от 2-ух лет, оценивают присутствующие на рынке.

Потому для банков может стать прибыльно сотрудничество с иными присутствующими на рынке. «Банки имеют возможность расширить линейку инвестпродуктов и при всем этом получать доп комиссионный прибыль от соглашений с ЦФА, без серьезных издержек на создание своего оператора информсистемы», — сообщает генеральный директор «Атомайз» Екатерина Фроловичева.

При всем этом в текущее время цифровые активы доступны ограниченному кругу лиц, в большей степени грамотным финансистам либо организациям. «Интерес к ЦФА со стороны институциональных финансистов сдерживает отсутствие законодательной базы. Кроме того остаются нерешенными вопросы с налогообложением гибридных цифровых прав», — подчеркивает господин Хрусталев.

Продуктом, которые способны активизировать интерес клиентов и быть принципиальным конкурентноспособным преимуществом, может послужить сервис BNPL. Как подчеркивает Максим Налютин, этот продукт дает клиенту оформить беспроцентную для него рассрочку на подходящий для него продукт. Этот клиентоориентированный подход дал возможность существенно поменять структуру потребительского предоставления кредита и заместить программы POS-предоставления кредита, которые интенсивно развивались почти всеми банками до этого. Но BNPL-товары еще не регулируются центральными банками, подчеркивает он.

В общем для увеличения маржинальности банковского бизнеса остается достаточно много направлений, при этом банки могут там играться роли и операторов, и комиссионеров.

Последние новости финансов

Стоимость российской валюты пробует прийти в стабильное состояние против главных валют на Мосбирже в дневное время среды

Развитие событий: Торги МОСКВА, 7 июн — ПРАЙМ. Российская валюта в среду днем пробует прийти в стабильное состояние против главных валют, которые торгуются на Мосбирже, при этом остается под легким давлением, следует из данных торгов и пояснений

Читать далее >

Рубль свалился в среду, доллар приблизился к психической отметке 82 рубля

МОСКВА, 7 июн — ПРАЙМ, Дмитрий Майоров. Российская валюта в среду свалилась против главных валют, которые торгуются на Мосбирже, при этом доллар впритирку приблизился к психологически принципиальному уровню 82 рубля, выше которого он не торговался с 17

Читать далее >